Ранние славяне на острогожской земле, или Когда появились первые славяне в воронежском крае? Еще не все Америки открыты... |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
Территория лесостепного Подонья считается одной из хорошо изученных в археологическом отношении. И, казалось бы, появление каких-то совершенно новых археологических памятников, которые перевернули бы наши представления о древней донской истории, исключено. Но древняя история таит в себе куда больше загадок и нераскрытых страниц, чем можно себе представить. Яркий пример этого - открытие в 80-90-е гт. XX столетия в Донской лесостепи археологических памятников, которые исследователи связывают с ранними славянами, нашими предками. А ведь до этих открытий историю донских славян начинали только с VIII в. Но это, оказывается, была вторая волна, а первая свершилась намного раньше. Сравнительно недавно история Подонья обрывалась в середине III в. н.э. с исчезновением сарматов. До появления славянских поселений и курганов на Дону и Воронеже, а также памятников племен Хазарского каганата, т.е. до VIII-X вв. существовал хронологический пробел. Историки и археологи понимали, что пустота вряд ли в реальности существовала. Такая пустота - результат недостаточных наших знаний,но заполнить ее было нечем. Накопление новых археологическихисточников, переосмысление уже известных данных позволили в 90-х г. XX столетия выделить в отдельную группу несколько нобычные поселения и погребения. По найденным предметам погребального инвентаря,а также по некоторым вещам с поселений удалось установить время этих объектов - III-V вв.н.э. Значительный вклад в выделение этой группы и ее характеристику внесли воронежские археологи А.П. Медведев, Д.В. Акинсковский археолог А.М. Обломский, А.А.Хреков из Балашова. Что собой представляют эти памятники и почему, как полагают археологи, они связаны с ранними славянами? В Подонье сейчас известны городища и неукрепленные поселения, а также погребения с сожжением умерших. Городищ найдено всего несколько. Они либо создавались на неосвоенном ранее месте, на высоком берегу реки, или люди перестраивали старые городища, оставшиеся со скифского времени. Так, было перестроено городище скифского времени на р. Воронеж у села Чертовицк. Неукрепленные поселения находятся как в поймах рек, так и на высоких берегах. Чаще всего площадь поселений небольшая и составляет всего 0,1-2,5 га. Это были, видимо, своеобразные небольшие хутора с отдельными усадьбами. Оборонительные укрепления на городище у с. Большое Сторожевое были исследованы П.Д. Либеровым. Исследователь и установил их принадлежность к скифскому времени. На самой же площади городища кроме керамики и других находок эпохи бронзы, скифского времени имеется и керамика интересующего нас времени. Правда, она малочисленна. Толстостенная и грубая керамика III-V вв. была обнаружена нами и на берегах р. Девица и Потудань. Здесь находок также немного, но раскопки на месте находок не производились и судить о них трудно. Факт, что и на территории острогожского края поселения III-V вв. имеются. На поселениях Среднего Дона, которые изучались археологами раскопками, к настоящему времени обнаружено несколько десятков жилищ и сотни ям-погребов хозяйственного назначения. Жилища представляют собой небольшие полуземлянки с одной комнатой площадью 7-12 кв.м или наземные строения без углубления в грунт. Часто в жилищах встречаются отопительные устройства в виде следов от простых открытых костров или печей. Именно конструкции жилищ, печей дают основание исследователям считать, что племена, оставившие в Подонье археологические памятники III-V вв. были славянами. Квадратная форма полуземлянок, конструкция очага, печь-камин, глинобитные печи и печи с каменным сводом хорошо известны в Среднем Поднепровье. Там издревле проживали славянские племена. Именно оттуда шло перемещение славян на восток в более позднее время - в VIII-Х вв. Более всего погребений обнаружено на Хопре у села Инясево. Известны они и у села Шапкино Мучкапского района Тамбовской области на границе с Грибановским районом (Хреков, 1991). Погребения представляют собой сожжения на стороне (но не в самой могиле). Остатки сожжения вместе с предметами погребального инвентаря размещали в ямах, возможно, в каких-то емкостях из органического вещества. Такая черта, как сожжение умершего на стороне и размещение его праха в яме, - тоже известная черта для погребений ранних славян Поднепровья. Наиболее многочисленны находки лепной керамики. Она грубая, из рыхлого некачественного глиняного «теста» с примесью толченой керамйки, песка и других примесей. Орнамент встречается редко. Это насечки по венчику, налепные полоски глины («валики») по горшку. Кроме керамики, встречаются глиняные пряслица, глиняные грузила для ткацкого станка, железные ножи, серпы, шилья, рыболовные крючки, наконечники стрел, обломки жерновов. Иногда - металлические пряжки конского убора, фибулы, костяные гребни, металлические зеркала, бусы. Эти предметы также имеют корни в Среднем Поднепровье. Таким образом, многие признаки культуры племен находят аналогии на западе - в Поднепровье. Примечательно, что характерные черты культуры вновь появятся на Дону в У1Н-Х вв., когда у исследователей не будет сомнений в ставянской принадлежности археологических памятников этого времени. Что же касается памятников Ш-У вв., то их славянская принадлежность однозначно не установлена. Ведь это было время массовых переселений, взаимовлияний народов друг на друга. Славяне, готы, гунны... ААХреков считает хоперские памятники раннеславянскими. Другие исследователи относят их к племенам венетов и бастарнов, о которых писал римский историк Тацит (Щукин, 1994, с. 243-244). Первые века новой эры вошли в историю эпохой массовых переселений (Великое переселение народов). Ушли в историю «старые» и некогда могущественные народы. В водовороте событий родились новые и никому прежде неизвестные народы, которые стали основой формирования многих современных наций Европы, Азии, северной Африки. При перемещениях стирались старые сложившиеся границы племен и племенных объединений, усиливались контакты между различными племенами, которые и не представляли до этого о существовании друг друга. Смешение народов, культур приводило к рождению новых народов. Причины же массовых миграций до сих пор остаются загадкой для историков. Одни историки и археологи обращают внимание на совпадение Великого переселения народов со временем разложения первобытных отношений и стремлением выделившейся верхушки общества к обогащению за счет военных походов. Другие видят главную причину в хозяйстве: примитивное земледелие могло принести достаток только при наличии больших земельных площадей. Третьи обращают внимание на климатические колебания. Но ни одна из этих точек зрения, ни по отдельности, ни в совокупности, не может в полной мере объяснить причины Великого переселения. Спорным остается вопрос о начале и окончании этого процесса. Одни исследователи датируют начало Великого переселения с IV или V в. Другие видят первые перемещения уже в I-II вв. Часто в литературе определяют окончание этого явления V или VII вв., когда складываются первые феодальные государства в Европе. Эти расхождения во взглядах исследователей - результат пока еще недостаточных наших знаний об этой эпохе. Она во многом остается загадкой для любого специалиста На юг - из Прибалтики и Дании в Крым, на Балканы и оттуда в Южную Азию двинулись германские племена готов. Готский историк Иордан упоминает о продвижении готов через земли мордвы, мери, веси (финно-угорские племена), эстов (балты), вошедших в состав готского царства, созданного вождем готов Германарихом. Вся Русская равнина была частью огромного объединения готов, простиравшегося от Дуная до Кубани. Во второй половине IV в. в Европу с востока вторгаются племена гуннов (хунну) - выходцев из монгольских степей, первая волна тюрок. В византийских источниках гунны оставили ужасное впечатление как «племя, превосходящее всякую меру дикости, не знающее огня и хлебопашества». Источники сообщают, что гунны всю свою жизнь проводили на коне. На коне сражались, ели, спали. Гунны как нельзя лучше давали людям возможность поверить в существование кентавров - полуконей, полулюдей. Союз гуннских племен под предводительством их вождя Атиллы провоевал в Европе около 80 лет, производя страшные опустошения среди европейских народов. Затем союз распался. Часть гуннов осталась на Дунае и смешалась с другими народами, другая часть ушла назад на восток, где растворилась среди азиатских народов. В середине VI в. на Алтае и в Монголии сложился обширный союз - Тюркский каганат. Войнами и захватами он расширил свою территорию до Нижнего Дона. Под напором гуннов, а также и славян готы были вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в движение другие германские племена, которые граничили с Римской империей. Германское нашествие привело к гибели Западной Римской империи. В IV-V вв. германцы основывают свои королевства в бывших римских провинциях. Это будущие государства Европы - Франция (франки в Северной Галлии), Италия (остготы и лангобарды), Англия (Великобритания) (англы, саксы, юты) и др. Старые европейские народы (кельты) смешались с германцами и народами, подвергшимися влиянию римлян. В результате со временем сформировались современные европейские народы Европы - французы, англичане, испанцы, итальянцы, голландцы и др. Во всех этих перемещениях участвовали и славяне, наши предки. Правда, загадок с их историей существует немало. Не ясно до сих пор, где находилась родина славян. Одни историки (Б.А. Рыбаков например) отводят славянам обширную область от Эльбы до Днепра, другие (например А.А. Шахматов, Л.Н. Гумилев) - небольшую территорию в Южной Прибалтике, откуда I-II вв. началась славянская миграция на другие территории. И та и другая точки зрения обосновывают европейскую родину славян, на которой они жили, видимо, еще с каменного века (конечно, тогда они еще не были «славянами»). Однако есть и другое мнение о древней родине (прародине) славян. Это Балканы. Эту «родину» славян указывает наш древнейший сохранившийся письменный источник «Повесть временных лет» монаха Нестора и даже, возможно, Двуречье. Так или иначе, но славянская колонизация на новые земли проходила в сложных условиях Великого переселения народов. Она осуществлялась и в форме военных походов, и в форме мирного заселения новых территорий земледельческими славянскими общинами. После переселения славян на новые земли единая их общность распалась. При этом культура славян во многих чертах сохранялась единой. Вместе с тем соседство с другими народами не проходило бесследно. На Балканах на славян не могли не оказать влияние греки, фракийцы, пришедшие с Волги булгары. В лесной зоне между Днепром и Прибалтикой славяне вступали в контакты с финно-уграми, балтами. Судьба племен, населявших Подонье в III-V вв., остается загадкой. Археологи пришли к выводу о том, что донские славяне более позднего периода (VIII-Х вв.) не связаны с ранними донскими славянами предыдущего времени, «не выросли» из них. Археологические памятники ранних славян III-V вв. исчезают, а в более позднее время появляются похожие памятники уже на Волге, в районе Самары, куда, как предполагают исследователи, мигрировало донское население после освоения Подонья (Акимов, 2001, с. 20). Такова краткая история одной из неизвестных ранее страниц донской истории. Сколько их еще скрыто от взгляда историка и археолога? Никто пока не знает... |