САРМАТЫ В ОСТРОГОЖСКОМ КРАЕ |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
На правом берегу р. Девица неподалеку от хут. Рубцов оползень разрушил курган, от которого сохранилась только часть полы. Вполне вероятно, что оползень унес с собой и другие курганы, устроенные в эпоху бронзового века на высоком берегу Девицы. При осмотре места обрушения оврага были обнаружены контуры могильной ямы, которая была исследована. На фоне желтой глины четко просматривался контур черного могильного пятна. Яма почти квадратная: длина более 2,1 м (часть обрушена оврагом), ширина 2,1 м. Начались раскопки. В заполнении встречаются мелкие кусочки деревянного перекрытия. Вот на глубине почти в метр прямо у края обрыва показался череп. Несколько взмахов кисти, и становится ясно, что череп мужской. Вообще-то это работа антропологов, но археологу уже в поле необходимо знать, что он раскопал. Поэтому многие археологи имеют навыки антрополога, и такие простые для них вещи, как определение примерного возраста и пола делают в поле. Череп хорошо сохранился. Стертость зубов свидетельствует, что умершему мужчине было примерно 25-30 лет. Его похоронили в прямоугольной яме, у которой имелись со всех сторон ступеньки (заплечики). На заплечики укладывали обычно плоское деревянное перекрытие. Умерший лежал головой на северо-восток вытянуто на спине. Пяточные кости плотно прижаты друг к другу. Видимо, погребенный был связан при захоронении. Такой обычай широко применялся у разных народов, в том числе и сарматов. Судя по сохранившимся письменным свидетельствам, делалось это для того, чтобы «обезвредить умершего», не дать ему возможности снова вернуться к живым. В ногах - посыпка мелом. Мел-любимая порода сарматов, символ небесной чистоты, очищения. У головы - небольшой гончарный сосуд - ойнохоя из красной глины с большой ручкой в виде петли. Ойнохоя применялась греками, а затем и римлянами как емкость для воды, но использовалась варварами, главным образом для наполнения вином.
У правой руки - железный кинжал длиной до 40 см с остатками деревянных ножен. Рукоять оформлена в виде «штыря». Такие кинжалы и мечи датируются II-IV вв. и использовались для ближнего пешего боя. У кисти правой руки находились две серебряные пряжки, а также железный предмет, назначение которого осталось непонятным. В районе пояса находился каменный оселок с отверстием для подвешивания для заточки оружия. У правого колена лежали полностью проржавевшие железные наконечники стрел численностью до десятка. Наконечники совсем другие, нежели у племен скифского времени. Эти стрелы трехлопастные, с черешком, который крепился в древке (вспомним, что у скифских племен древко вставлялось во втулку). Таким образом, обнаруженное погребение у хут. Рубцов относится к позднесарматской культуре и может быть датировано в пределах II-IV вв. На правом высоком берегу Потудани у с. Репьевка имеется примечательное место, которое зовется майданом. Слово это тюркское. На тюркском языке говорили печенеги, половцы, кочевое население Сибири, казахских степей, Алтая, втянутых монголами в их движение на запад в XIII в. под предводительством хана Бату («Батый» в русских летописях). Переводится слово как «возвышенное, выделяющееся место». На археологической карте Л.М.Савелова на этом месте поставлен значок «городище». Несколько раз отряд архологической экспедиции Воронежского педуниверситета посещал это место. На ровной площадке расположено около десятка курганов. Несколько из них были исследованы в 90-е гг. Потуданской археологической экспедицией. Были обнаружены погребения бронзового века - катакомбной культуры. Возможно, здесь действительно было городище: по периметру майдана проходят невысокие и неширокие валы. Житель Репьевки И.Н. Горяинов, художник, строитель, музыкант и любитель истории, обратил наше внимание на то, что весной около валов трава зеленее обычного. Вспомнилась зеленая дорожка Мостища и открытый в ходе раскопок ров. В овраге, пересекшем в одном месте вал, была сделана вертикальная зачистка и был обнаружен ров. Однако необычное расположение валов, их размеры вызывают скептическое отношение к интерпретации майдана как городища. Дополнительные исследования здесь еще предстоит сделать. На площади майдана было заложено несколько небольших шурфов-раскопов, которые показали отсутствие культурного слоя - сразу под дерном обнаружилась каменистая почва. В одном из таких шурфов, у одной из стенок в материке вдруг показался угол черного пятна и еле видимый выброс из него. Выброс - значит, была насыпь: вырыли яму, насыпали курган, но кургана не было видно совсем. Видимо, он был небольшой по высоте, типично сарматский. Пришлось расширить раскоп. В результате была расчищена яма удлиненной формы с закругленными углами. Ее длина составила около 2,0 м при ширине 0,65 м. Глубина ямы в материке составила чуть более метра. Раскопки пятна привели к обнаружению скелета мужчины, лежавшего вытянуто на спине головой на юго-восток. У правой ноги лежал железный короткий меч в деревянных ножнах, от которых сохранилась лишь древесная труха. У меча прямое перекрестье и кольцевое навершие на окончании рукояти. Клинок однолезвийный треугольной формы. Вспомним, что у меча из кургана у хут. Рубцов рукоять имеет вид штыря без навершия. Отсутствует перекрестье. Вспомним также, что по наблюдениям исследователей сарматской культуры подобные мечи - позднесарматские. Они появились на позднем этапе развития сарматской культуры и завершают ее (II-IV вв. до н.э.). Меч же с кольцевым навершием и прямым перекрестьем - яркий показатель среднесарматской культуры (II в. до н.э. - II в.н.э.) То, что меч находился у правой ноги умершего, тоже характерно для сарматов - сарматские короткие мечи закреплялись ремнями к ноге воина. Здесь же у ноги находились два сосуда. Один - кувшин, другой горшок с расширенным в средней части туловом, сужающимся кверху горлом, плоским дном. Оба сосуда являются привозными, и сделаны они на поселениях меотов, что жили на Кубани и Нижнем Дону. Об этом красноречиво свидетельствует тщательность изготовления посуды (качественно промешанная глина после обжига специально лощилась до блеска внешней поверхности), серый цвет глины. При этом оба сосуда тонкостенные и тем не менее сохранились совершенно целыми - качество! Сарматы-кочевники не умели делать такую посуду. У левого колена был найден фрагмент железного ножа. На правом высоком берегу р. Потудань у хут. Сасовка отряд археологической экспедиции ВГПУ, входивший в состав Воронежской лесостепной скифской экспедиции в 1972-1973 гг. исследовал несколько курганов (Синюк, 1983). В семи раскопанных курганах было обнаружено 25 погребений. Они в основном относились к эпохе бронзы. Но несколько погребений были оставлены сарматами. Среди находок в сарматских ямах - сероглиняный кувшин, кружка, горшок с орнаментом в виде волны по верху тулова. Погребенные лежали вытянуто на спине и были ориентированы головой на север или северо-запад, северо-восток. Такая ориентировка типична для позднесарматской культуры. О позднесарматской времени свидетельствуют и находки- кувшин, горшки. А.П. Медведев в своей сводке по сарматам лесостепного Дона отнес сасовские погребения к позднесарматской культуре и датировал их в пределах II-III вв. (Медведев, 1990, с. 26). Из Острогожского уезда (80-е гг. XIX в.) происходит случайная находка - железный сарматский меч. Подобные мечи с серповидным навершием - типичное холодное оружие для племен раннесармасткой культуры. На рукояти и начале клинка видны три отверстия. Они предназначались для закрепления деревянной или костяной (роговой) рукояти, которая не сохранилась. Кроме того, два отверстия на клинке могли держать еще и прямое перекрестье. Рядом с городищем Титчиха, в пойме правого берега Дона, находится место, которое у местных жителей зовется «бугрики». Известно, что здесь находилась песчаная дюна - природное возвышение, образованное размывами реки. На таких дюнах часто находят свидетельства древних поселений, начиная с древних охотников мезолита и рыболовов неолита. Но в этой дюне когда-то сарматы устроили могильник. Дюна в настоящее время полностью уничтожена, перерыта добычей песка. Известно, что здесь находили золотые и серебряные изделия, известные как "Давыдовский клад". С дюны происходят и переданные в Воронежский краеведческий музей еще в 60-е гг. прошлого столетия лепной горшок, пряслице, бусы. Возможно, здесь находился и курганный могильник сарматов. Недаром название звучит, как «бугрики» - возвышения, а не одно всхолмление. Мы не раз осматривали это место, как и А.П. Медведев, сотрудники Воронежского краеведческого музея. Но уже от могильника ничего не осталось: все срыто,и лишь ямы напоминают о добыче песка и, вероятно, грабеже. В Мастюгинском могильнике был обнаружен железный меч на поверхности одного из курганов. Меч не совсем обычный для сарматов: имеет рифленую рукоять, овальной формы рукоять, «несарматский» упор для руки. Судя же по обломанному навершию меча, оно имело вид кольца, может серпа. Не исключена принадлежность этого меча к сарматской культуре. *** Конь громко, призывно заржал, встав на дыбы и, вдарив копытами в землю, встал как вкопаный. Всадник, облаченный в кожаные доспехи, но без оружия, не слезая с коня, вдарил копьем с размаху в землю. Удар был такой силы, что железный наконечник ушел в землю, подняв пыль. На древке копья, встрепенувшись, повисли две полосы ткани - черная и красная. Всадник хмуро взглянул на свиту, на глазах у которой это произошло. - Сармат должен уйти. Танаис должен быть оставлен. Так сказал Атилла! Всадник резким движением поводий развернул коня и, не глядя на тех, к кому он обращался, поскакал в галоп назад. Сотня всадников, молча смотрела вслед одинокому удаляющемуся воину. Наконец, после долгого молчания, воин на белом коне, облаченный в железные доспехи, с бронзовым, сияющим на солнце шлемом на голове произнес громко, чтобы все слышали. - Гунны требуют оставить наши кочевья. Гунны угрожают расправой. Нам дают две луны. Я решил: орда Симтака пойдет на запад к нашим союзникам и с ними будет решать дело. Орда Старфатера пойдет к нашим южным границам и попробует уладить дело миром. Со мной женщины и дети. Уходим на семь лун до решения дела в лес к тасайрам. Они ждут нас. Всадники развернулись и поскакали в свои стойбища. Каждый из них думал о той беде, которая обрушилась на них. Они еще не знали истинных размеров этой беды, которая уничтожит большую часть сарматского союза, заставит покориться гордых и повлечет их с собой на запад, на новые, еще неограбленные земли, где им обещают славу и почет... В догорающем костре угасают угли. Ветерок вдруг нагрянет и продлит жизнь некоторым из них, но таких все меньше и меньше... Так уходят в прошлое те, кому история отвела уготованный ею срок. На арену выходят новые народы, и им нужно дать место, чтобы другие через время пришли им на смену... Законы истории... |