Модели, модели, модели... |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
Для более детального анализа погребений пришлось применить статистические методы обработки археологических данных. Они основаны в данном случае на выяснении наличия или отсутствия связи между отдельными признаками, например, глубина могилы и высота кургана, глубина могилы и изделия в зверином стиле и т.д. Кроме того, эта работа позволяет установить и силу связи между отдельными признаками, т.е. если есть эта связь, то можно определить и степень частоты встречаемости признаков между собой. Эта работа не трудная, но хлопотная: таблицы, крестики-нолики в столбцах... Но работа нужная. Что удалось выяснить? Анализ взаимовстречаемости таких признаков, как высота кургана, размеры могил, предметов вооружения, посуды, украшений, костей жертвенных животных и прочего инвентаря позволил выделить «социальные модели» погребений. Модель - это упрощенная «конструкция», которая, хотя и в упрощенной форме, но показывает, какими показателями характеризовались те или иные реальные группы населения. Социальная модель - схема. Она как модель автомобиля, имеет с ним сходство, но только общее. Загляните за дверцу модели и увидите, что там нет многого из того, что есть в реальном автомобиле. Но тем не менее модель «Жигулей» вы сразу отличите от модели КамАЗа. Так и в социальных моделях. Здесь многого реального, существовавшего когда-то, не видно, но есть возможность посмотреть, где тут «Жигули», а где КамАЗ. Посмотрим на эти модели, которые выделились при анализе взаимовстречаемости признаков. Их оказалось пять. Они различаются по высотам курганов, размерам могил, составу погребального инвентаря (Березуцкий, 1995, с. 39-45). Модель I- немногочисленная (примерно 7,5 %) и представлена минимальными размерами курганов, могил. Конструкция могил простая - ямы без деревянных конструкций. Вокруг могил нет кольцевых выкидов. Соответствуют этим показателям и погребальный инвентарь Он представлен в основном железными и бронзовыми стрелами. Хотя обнаружена среди погребений амфора, крючок поясной в зверином стиле. Модель V- тоже немногочисленная (примерно 6%), но занимает высшую ступеньку социальной лестницы. Здесь все по-другому. Здесь самые большие по размерам могилы под самыми высокими курганами. Сложные перекрытия в один-два слоя, а также с шатровыми сооружениями. Характерны поясные крючки, воинский доспех, узда, перстни, деревянная и металлическая посуда. Модели II и III (более 70 %) составляют самую многочистенную "среднюю прослойку" воинов. Для нее характерны различной конструкции могилы, средние размеры насыпей. Среди инвентаря - и металлическая посуда, узда, изделия в зверином стиле, предметы из драгоценных металлов, деревянная посуда, всевозможное оружие. Эта часть самая представительная и, думается, в реальности была такой же. Модель IV находится между моделью V и моделью III. Она немногочисленна (15 %) и одновременно близка обеим окружающим ее моделям. В итоге мы получили приблизительную «социальную схему» подкурганных погребений. Что представляется наиболее важным? Важно заметить, что более 70%погребений содержали престижный инвентарь из драгоценных металлов. Предметы из золота и серебра и даже из бронзы, оформленные в зверином стиле, не являются принадлежностью рядовых членов общества. Во-вторых, «рядовыми» выступают погребения модели I, составляющие меньшинство! Но, как мы знаем, нет и не было в истории обществ, где рядовых членов меньшинство. Этот слой должен преобладать над остальными! К тому же в этой модели уже имеются престижные вещи. Если погребенные под курганами - воинская прослойка общества, то где и как хоронили рядовых членов общества, тех, кто производил зерно, занимался ремеслом? До недавнего времени об этом можно было только догадываться, но вот появились и первые данные. На Семилукском городище на р. Дон археологическая экспедиция ВГУ под руководством А.Д. Пряхина несколько лет исследовала этот памятник. И кроме фрагментов битой посуды, костей животных, остатков хозяйственных строений и жилищ были обнаружены захоронения обитателей поселка - более 90 скелетов! Нечто подобное Мостищенскому городищу, но куда многочисленнее погребения. Правда, если на Мостищенском городище умершие были погребены по обряду-в ямах, в положении вытянуто на спине, с определенной ориентировкой погребенных, то Семилукские погребения выглядели по-особому. Обнаруженные скелеты лежали скорченно, другие ничком, без погребальных ям, в жилищах и рядом с ним. Будто перебили их и сбросили в ямы от жилищ, без вещей (даже без пряжек, пуговиц и прочих предметов одежды). Погребения были необычными и привели к спору среди археологов. Возникло несколько мнений: эпидемия, приведшая к гибели жителей поселка; вооруженное нападение и уничтожение населения (откуда такая разница в позах умерших)- «Эпидемическая» причина не прижилась среди археолов и спор начал развиваться по пути внезапного нападения и уничтожении населения. Причем одни археологи усматривали в расположении некоторых скелетов признаки соблюдения обряда (Ю.Д. Разуваев), другие таких признаков не видели (А.П. Медведев). Так или иначе, мы имеем погребения жителей самого поселка, того самого «рядового» населения. Подобные погребения в единичных случаях известны и в острогожско крае. Так, А.И. Пузикова еще в начале 60-х гт. исследовала бескурганное погребение в хут. Терновушка прямо у одного из домов. При земляных работах крестьяне наткнулись на погребение. Анна Ивановна в то время вела раскопки курганов на высоком берегу речушки. Часть участников экспедиции переключилась на первые признаки погребения, что привело к находкам двух погребенных. При них были обнаружены зеркало, бронзовые серьги с нанизанными на них бусинками. У хут. Бузенки во время распашки поля тракоторист выпахал кости человека. Удалось восстановить его положение вытянуто на спине с ориентировокой на юго-запад. При нем лежали три бронзовых наконечника стрел фрагмент лепного сосуда. Но самое важное то, что антропологический тип погребенных по бескурганному обряду оказался иным, чем тех, кто был погребен под курганами! Антрополог Татьяна Томашевич просматривала как-то коллекцию черепов эпохи бронзы из курганов экспедиции ВГПУ и в перерыве обратила внимание на стеллаж, на котором стояли черепа из курганов у с. Ближнее Стояново и два черепа из Мостищенского городища: - Это не только разные типы. Это разные люди... К схожему мнению пришла и М.В. Добровольская, изучая костные останки с погребений лесостепного Дона Сегодня еще требуется приложить немало усилий для окончательного решения вопроса, но начало положено. В курганах захоронены не только социально значимые люди - воинская прослойка и представители местных вождей-аристократов. Это и другие люди, и... видимо, другой этнос, нежели жители городищ. Если мы признаем этот факт, то тогда многие вопросы и недоразумения получают согласование. Становится понятным, почему курганы располагаются далеко не у всех городищ, а многие укрепленные поселки не имеют в округе курганов на расстоянии до 10 км! И тут снова вспоминается Геродот, его будины и гелоны... Если предположить, что будины - жители городищ и неукрепленных поселений, а гелоны оставили курганы (именно в курганах - греческие предметы погребального инвентаря - поножи, посуда, украшения и т.п., что и характеризует гелонов Геродота как выходцев из греческих колоний), то археологические данные не согласуются с Геродотом. У Геродота будины - кочевники, а гелоны занимаются садоводством, земледелием, а по погребальному обряду они - кочевники с типичными кочевническими предметами пользования, хотя и с многочисленным античным инвентарем. С другой стороны, если буквально понимать информацию Отца истории, то тогда огромные пространства лесостепи между Доном и Днепром надо исключить из владений будинов. Но только на этих городищах и мог обитать «многочисленный и великий народ будины». Еще 25 лет назад археолог Б.Н. Граков предложил объяснение этого несогласования с Геродотом, поддержанное впоследствии, в частности, Б.А. Шрамко и А.П. Медведевым. По мнению Б.Н. Гракова, грекам был чужд инородный термин «будины». Поэтому они, как это часто было, объясняли его по-своему, по-гречески. А греки слово «будины» разбивали на два, понятных им- «боус» - бык и «динео» - кружиться, скитаться. Так будины стали кочевниками. Но примечательно, никаких более характеристик кочевничеству будинов Геродот не сообщает (Граков, 1971, с. 163). А.П. Медведев замечает по этому поводу, что подобным образом Геродот поступал очень часто. Например, при упоминании племени «меланхлены». С греческого языка оно переводится как «одетые в черное». Греки дали название по одежде, но как само это племя себя называло, неизвестно. Вполне вероятно, что и по отношению к гелонам Г'еродот учинил такое же объяснение. Слова «гелоны» и «эллины» (греки) звучат по-гречески очень похоже. По Геродоту, гелоны -это «эллины, которые покинули гавани и поселились у будинов». Не потому ли Отец истории, чтобы дополнить характеристику переселенцев, выходцев из греков, приписал им обязательное для них занятие земледелием, садоводство, городской образ жизни, храмы, греческие праздники... Для грека это были цивилизованные нормы жизни (Медведев, 2004, с. 69-71). Вспомним, что у Геродота при описании скифской земли нет термина просто «скиф». У него эти скифы разные: «скифы царские», «скифы-кочевники», «скифы отделившиеся», «скифы-пахари» и еще какие-то скифы («георгой»), слово, которое переводили раньше как «скифы-земледельцы», а сегодня переводят как «скифы-кочевники». Посмотрите, сколько скифов. Но были ли они все в реальности скифами? Теми кочевниками, которые пришли из Азии? Сомнительно. Не поддался ли и сам Геродот искушению называть всех живущих в Скифии скифами? Только ли они отличались тем, что вели разный образ жизни? Не исключено ли, что под этим общим термином «скифы» скрываются различные ираноязычные племена? Как-то это сильно похоже на то, что выходца из России назовут за границей русским, хотя он может быть и мордовином, и чувашем, и татарином... |