Лев терзает оленя |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
Ярко характеризуют мифологический подход к звериному стилю так называемые «сцены терзания» (Кузьмина, 1987). На них изображены копытные животные, на которых нападают хищники. Вопрос о том, что бы это значило, решался в соответствии с теми взглядами, которых придерживались исследователи скифского звериного стиля. Сторонники тотемической теории (А.Д. Грач, В.В. Гольмстен и др.) видели в сцене терзания борьбу двух тотемов, за которой стоит реальная борьба двух вождей за власть (Грач, 1972, с. 30; Гольмстен, 1933, с. 114-115). Сторонники магической теории (А.М. Хазанов, А.И. Шкурко и др.) считали, что подобные предметы должны были усилить магическое влияние того предмета, на котором эти звери изображались (Хазанов, Шкурко, 1976). Обе теории, напомним, если и не исходят из сравнительно примитивного уровня всего скифского мировоззрения, то «работают» на уровень, не ушедший за границы первобытности. Со времени М.И. Ростовцева утверждается взгляд на развитиое скифское общество и на развитое мировоззрение, а, следовательно, и развитую систему мифов. Сторонники мифологической теории наиболее близко и доказательно подошли к расшифровке этой загадочной борьбы животных. Сцены терзания впервые засвидетельствованы в Месопотамии в конце IV тыс. до н.э. Они изображались на камне и глине. Шумерские звездочеты хорошо изучили небо, имели календарные представления. Разделение года определялось появлением определенных созвездий. 10 февраля, в день начала полевых работ, созвездие Плеяд (в Греции - семь сестер, дочерей Атланта и Плейоны; по-шумерски - «Звезда Быка») исчезало с небосклона и уступало место созвездию Льва. Вместе с Плеядами заходило и созвездие Кассиопеи («Звезда Оленя»). 15 мая созвездие Льва заходило, уступая место Водолею («Рога Козла»). Осенью Водолей заходил, снова уступая место Льву. В итоге созвездия Льва, Быка, Оленя, Козла были связаны с солнечным круговоротом, и по ним определялись сроки земледельческих работ. Отсюда терзание Львом Козла - наступление осени, борьба Льва с Быком или Оленем - весеннее возрождение природы. Примечательно, что терзания часто изображались рядом с ростком или «деревом жизни». Мастер на бляхе искусно Грозного пса и в могучих когтях у него молодую Лань изваял; как живая она трепетала, и страшно Пес на нее разъяренный глядел. Смысл шумерских взглядов, судя по всему, в Греции сохранился и также воспроизводился как движение солнца по небу и смена времен года. Попал сюжет и в Иран. Здесь со временем древнее изображение переосмыслилось: лев стал царской эмблемой. А что же евразийские степи и скифы? Сюда сцены терзания тоже попали, вероятно, от греков. В течение двух тысяч лет первоначальное значение сюжета борьбы было забыто. В результате вместо льва кочевники стали изображать других хищников, а вместо оленя и быка появились другие животные, не имеющие отношения к небесным созвездиям. Основное же содержание терзания осталось - весеннее возрождение природы. Об этом свидетельствует Геродот, который пишет о ежегодном весеннем празднике у скифов. На нем осуществлялся передел земли, принесение царем богатой жертвы и показ хранимых царями священных золотых даров - секиры, чаши и плуги. Похожие действия осуществляли и цари древнего Ирана на весеннем празднике Ноуруз. Проводили первую борозду, зажигали священный огонь, совершали жертвоприношения и т.д. Ноуруз был установлен в честь мифического героя Йимы, который в этот день победил врага, наславшего засуху. У скифов, как это показано Д.С. Раевским, также существовал культ Йимы (скифский Тагимасад). Все племена, родственные скифам, отмечали Ноуруз. Его следы долгое время сохранялись в Осетии, Средней Азии. Повсеместно проводился обряд козлодрания - не что иное, как «терзание в новом обличье». В Индии Новый год - важнейшее событие, во время которого в древности происходила коронация царей. Здесь Индра победил змея Вритру. Интересно отметить, что представления о праздновании Нового года и царской коронации в этот день дожили до сих пор. Сравнительно недавно сцена терзания Быка Львом помещалась на высшем ордене Ирана. Что же в итоге нашей экскурсии в звериный стиль? Опять теории и теории? Что делать, пока загадка так и остается загадкой. В.А. Кореняко, подводя итог своему исследованию, заметил: «... полезно и заранее смириться с тем, что таинственный смысл какой-то их части (образов звериного стиля. - В.Б., П.З.) никогда не будет раскрыт» (Кореняко, 2002, с. 180). Но так ли уж напрасны исследования? Конечно, нет. Познание никогда не бывает напрасным. Оно постепенно приводит к пониманию отдельных сторон скифского искусства, а это уже немало. Все меньше исследователей склонны утверждать исключительно магическое назначение предметов скифского искусства. Появились новые теории (военно-охотничья) с новыми аргументами. Наметился отход от чисто археологического исследования этого искусства. Здесь требуется уже другой уровень для понимания сущности стиля - искусствоведческий. Искусствоведы при сотрудничестве с археологами могут сильно продвинуть решение вопроса. А нам остается радоваться новым находкам и надеяться, что они-то как раз и помогут осуществить прорыв в сложной и запутанной игре зверей и людей... |