Создание погребального сооружения |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
Под курганами скифского времени обычно расположено одно погребение. Редко, всего не более чем в 6 % курганов, были обнаружены впускные погребения этого же времени. Их впускали уже после создания курганов для основного погребения. Устроители курганов рыли могилу, которая чаще всего была углублена в материк. Глубина в материке достигала до 0,5-2 м. Иногда обходились без глубокой могилы, а деревянную конструкцию устраивали на древней поверхности. Зачем поступали именно так, неизвестно. Археология на этот вопрос не в силах ответить. Могилы были разные: простые прямоугольные или реже квадратные ямы без каких-либо деревянных конструкций; прямоугольные ямы с деревянной облицовкой стен, столбовыми ямками (от одной до девяти). В создании могилы было много вариантов, например, ямы по периметру оконтуривали узким канавками, в которые закрепляли доски деревянной облицовки. Другие ямы таких канавок не имели, зато по периметру находились столбовые ямки и одна обязательно в центре. Есть могилы, в которых была только одна столбовая ямка, располагавшаяся ближе к центру. Когда В.А. Городцов исследовал Частые курганы под Воронежем, он впервые обратил внимание: в центральных ямках, предназначенных вроде для столбов, нет остатков самих столбов. Зато иногда в них находятся самые разные предметы. А там, где этих предметов нет, отмечается черное «жир ное» заполнение, как будто вместе с черноземом в ямке находились какие-то органические вещества. Василий Алексеевич нашел в одной такой ямке нож с костяной рукоятью, греческий бронзовый сосуд. Исследователь предположил, что эти ямки носили ритуальный характер и использовались не для практических нужд (вмещать деревянный столб для поддержания деревянного перекрытия), а для погребальных ритуалов. Он назвал их «бофрами» по аналогии с древнегреческими жертвенными ямками, в которые во время погребальных церемоний сливали кровь жертвенных животных (Городцов, 1927). Чем рыли могилу? Какие-либо железные лопаты в скифское время неизвестны. Предполагается, что в качестве лопат использовали лопатки крупных животных - коровы, лошади. В скифской степи в погребениях нередко находят лопатки крупных животных, брошенные влюгилы после завершения работы на них. Достоверно известны деревянные лопаты в скифское время. Но лишь на тех территориях, где они из-за мерзлого грунта сохраняются (Пазырыкские курганы на Алтае). Лучше известны железные орудия, подобие кирки, которыми выдалбливали грунт. Находят такие орудия редко, но находят. Так, в одном из курганов у с. Мастюгино Н.Е. Макаренко обнаружил железный «совок». Как только не объясняли археологи его назначение. Н.Е. Макаренко сделал предположение, что этим предметом что-то строгали, долбили, скоблили, из чего можно предположить: орудие предназначалось для обработки дерева (Макаренко, 1911, с. 62). Б.А. Шрамко, рассматривая вопрос о земледелии населения лесостепи в скифское время, предположил, что это земледельческое орудие (Шрамко. 1961, с. 88). А.П. Манцевич сделала вывод, что «лопаточка» связана с употреблением пищи, поскольку находилась рядом с ножом. К тому же для земледельческого орудия она явно маловата, а в качестве орудия для обработки дерева имеют тупое рабочее окончание (Манцевич, 1973, с. 31). Ближе всего к истине о назначении подобных предметов подошли, по нашему мнению, Б.Н. Мозолевский и С.В. Патин, которые выделили вслед за В.Н. Шрамко группу землеройных орудий в Скифии (Мозолевский, Полин, 2005, с 254-258). Они же определили «лопаточку» из Мастюгино как орудие "землекопное" (Мозолевский, Полин, 2005, с. 255). Сверху погребальное сооружение перекрывалось деревянным перекрытием из плах (расколотые вдоль бревна), бревен в один или даже несколько слоев. В одном из курганов у с. Мастюгино, исследованном А.А. Спицыным перекрытие состояло из четырех слоев бревен! В редких случаях (такая конструктивная особенность хорошо известна) над плоским деревянным перекрытием строили некое подобие шатра из жердей, бревен. Получалось вот такое сложное устройство. Назначение деревянных шатров над погребальными сооружениями долгое время оставалась под вопросом. Зачем? Высказывались мнения о практическом назначении шатров - для лучшего горения гробницы, так как часто в курганах с шатровым перекрытием отмечаются следы горения. Такую конструкцию мы обнаружили при раскопках кургана № 2 у хут. Дубовой. Курган задолго до раскопок выделялся красным кирпичным цветом. Когда начались раскопки, взору студентов, никогда не видевших подобного, предстала яркая картина. Грунт был настолько сильно сожжен, что превратился в сплошной «кирпич». Контуры могилы не были видны. Кругом - красный пережженный грунт. Температура горения была настолько сильной, что выгорели даже древесные угольки, от которых не осталось даже пепла! Да, пожар был масштабный! О том, зачем устраивали такой пожар, чуть позже. Сейчас же отметим, что контуры могилы потеряли не только мы, но и грабители. Они усердно, судя по большой яме в центре, копали курган, но... не дойдя до пола гробницы всего 50 см, бросили раскопки. Среди старожилов села Мастюгино сохранились воспоминания их предков, которые говорили примерно так о раскопках подобных курганов: «Копали-копали, а как пошел кирпич, да и бросили». Ну что ж, а нам повезло. Версию о «лучшем горении» приходится опровергать хотя бы потому, что погребальные сооружения с шатровым перекрытием далеко не всегда имеют следы горения. В одном из курганов у с. Мастюгино с шатровым сооружением имелись следы сильного огня, а в кургане 1, раскопанном А.А. Спицыным, ничто не горело. А отсюда волей-неволей приходится вспоминать о том, что погребальный обряд имеет не только практическую сторону (рытье могилы, перекрывание деревом), но главным образом ритуальную (т.е. каждое движение, деталь - отражение мировоззрения, взглядов на мир). Другие исследователи стали предполагать, что шатры - не что иное, как имитация жилища кочевника. С.А. Скорый, возражая своим украинским коллегам В.Ю. Мурзину и В.А. Ильинской, говорившим о практическом назначении шатров, обратил внимание на то, что сожжение шатровых конструкций осуществлялось далеко не всегда. Сергей Анатольевич высказал суждение об имитации шатровым сооружением жилища кочевника юртового типа (Скорий, 1987). Не исключено и более чем вероятно, что шатры - часть сложных представлений кочевников об устройстве Вселенной. Центр и отходящие от него радиально бревна могли символизировать один из самых распространенных символов древних народов - мировое дерево. Оно имеет как бы центр и отходящие от него лучи, ограничивающие сакральное пространство. Полагают, что радиально расположенные бревна символизировали сакральные направления. Например, на кургане Аржан и в других курганах Алтая и Тувы, относимых к раннескифскому времени, применялся этот радиальный принцип. Когда удавалось подсчитать колличество бревен, то оно оказывалось кратным числу 4 (8 и т.д., самое большое известное колличество - 32) (Семенов В.А., 2002). Подобные сооружения оконтуривались каменной крепидой (в курганах скифского времени Среднего Дона это оконтуривание осуществлялось кольцевым могильным выкидом). Наше предположение о возможной идеологической связи подобных сооружений Среднего Дона с культовыми сооружениями типа Аржана и другими культовыми конструкциями Центральной Азии заставляют особое внимание обратить на раскопки шатровых конструкций на Среднем Дону. Приходится сожалеть, что ограбления могил, а следовательно сильные разрушения перекрытий не позволяют пока выяснить этот вопрос. Но надежда такая есть. Устройство сожжения шатровых сооружений вместе с погребальными конструкциями имитировало «мировой пожар», после которого должно наступить обновление мира (вспомним об огне по Ригведе и Авесте, об уничтожении огнем как творении). Эти взгляды устойчиво сохранялись в представлениях многих иранских, индоевропейских народов (Лелеков,1976). Остается неясным, почему в одних случаях сжигали конструкции, а в других нет. При создании погребального сооружения, углубленного в материк являлась глина. Интересно, что ее в одних случаях просто разбрасывали вокруг могилы, а в других - специально укладывали в форме замкнутого или разомкнутого с одной стороны кольца. Цель та же, что и у ровиков создать сакрализованное пространство. Причем кольцевые выкиды часто соседствуют с ровиками, а есть могилы, которые не имеют ни ровика ни кольцевого выкида. Наши расчеты показали, что и в этом случае мы имеем дело с избирательностью: кольцевые выкида чаще встречаются там, где имеются значительные но высоте насыпи, обширные погребальные сооружения и т.д. То есть, они связаны со всем усложнением обряда для наиболее выдающихся социально значимых лиц (Березуцкий, 1995, с. 39-45, табл. 5). А вот под небольшими насыпями, несложными погребальными конструкциями нет и кольцевых выкидов. Не полагалось, видно... Во время похорон справлялась тризна - поминки по усопшему. Об этом свидетельствуют находки костей животных на древней поверхности курганов. Это кости лошади, крупного рогатого скота, реже других пород. После всех необходимых церемоний насыпали курган. Его форма могла быть и такой, какой мы видим ее сегодня, но могла быть и иной. Например, царский скифский курган Чертомлык выглядел до раскопок как обычный, а после открылась перед археологами прямо-таки усеченная пирамида с въездом на нее (Алексеев, Мурзин, Ролле, 1991, рис. 40). Украинским археологам удалось установить, что курганы знати строились, а не насыпались «шапками», как это часто можно слышать о создании курганов от старожилов. Строительным материалом служили плитки дерна, которые укладывали как каменные блоки пирамиды. На курганах Среднего Дона пока нет возможности уловить такие особенности в конструкции. Многие из них разрушены распашкой, а те, которые избежали этой участи, не содержат на этот счет каких-либо сведений. Но самое главное - почвенные условия донской лесостепи таковы, что все признаки, которые легко «читаются» на Украине в курганах эпохи бронзы и скифского времени, на Среднем Дону не видны. В донской лесостепи ни разу не был обнаружен факт создания кургана из плиток дерна, но это не значит, что такой традиции не могло существовать вообще. Возможно, что новые методы археологических исследований позволят установить многие конструктивные приемы древних строителей, которые сегодня скрыты от наших глаз. Сколько времени строили курган? Обратимся к исследованиям украинских археологов, поскольку подобных исследований на Среднем Дону не производилось. Возьмем для примера курган, исследованный в 1998 г. у г. Орджоникидзе. В древности, как установлено в ходе раскопок, его высота составляла 1,5-2,0 м при диаметре 18,0 м. Подобные курганы по высоте и диаметру часто встречаются и на Среднем Дону. Курган окружал ров, в котором были обнаружены кости съеденных во время похорон животных. По подсчетам С.В.Полина, вес съеденного мяса составил около 520 кг, а вероятное колличество участников похорон при норме потребления 3-5 кг мяса на человека составило около 140 человек. Объем земляных работ (объем насыпи, ровика, погребального сооружения) - от 190 до 134 куб. м. Продолжительность выполнения всех этих действий, учитывая и всевозможные обрядовые ритуалы (молитвы, песнопения и т.д.) укладывается в неделю-полторы (Мозолевский, Полин, 2005, с. 253). Но эти цифры - лишь математика, но не история. Как образно и метко заметил по этому поводу С.В. Полин, «создание царского скифского кургана (заметим - любого кургана! - В.Б., П.З.) мало напоминало стройку коммунизма». Ведь эти подсчеты совершенно не учитывают важность и многочисленность различных ритуальных действий, которые вовсе не должны были укладываться в требование «быстрее и еще быстрее». В курганах скифской знати в степной Украине отмечены неоднократно досыпки курганов после создания первичной насыпи. Причем между досыпками (а их несколько), как установлено в ходе раскопок и последующих исследований, проходило время, в течение которого грунт высыхал до прочной корки. Следовательно, зачем-то требовалось время между досыпками, которое устанавливалось не из расчетов "быстрее и еше быстрее», а из расчетов обрядовых правил! Прибавим к этому, что количество участников поедания мяса совсем необязательно должно было соответствовать количеству участников похорон. Ведь одно дело - хоронить, например, знатного воина, а другое - рыть для него могилу, создавать курган, производить забой скота. В итоге приведенные выше подсчеты кубических метров, количества людей - участников похорон - лишь представления о грандиозности строительства кургана, об огромных затратах сил и средств на его сооружение. Но за «семью печатями» остаются загадки тех грандиозных церемоний, участниками которых были родственники, «братья по оружию», представители других племен... И те религиозные установки, которыми руководствовались священнослужители, вожди, цари. Они, а не сроки погребения, были вероятно, главными, определяющими. |