Погребальный инвентарь |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
По найденным находкам в погребениях предскифского времени можно составить представление о воине того времени, и не только. По предметам материальной культуры можно установить время, сходство и различия между отдельными племенами. Почему мы говорим только о воинах? Потому что они-то и являются основными погребенными в курганах. В могилах нет детских скелетов, мало женских погребений, и становится понятным, что и в предскифское время быть похороненным в кургане - честь, оказанная не всем. Боевое снаряжение воина состояло из меча или кинжала - оружия ближнего боя. Мечи и кинжалы сделаны из бронзы и железа, а часто из бронзовой рукояти и железного клинка. Иногда оружием были булавы с навершием в виде каменного, бронзового молота цилиндрической формы, иногда секиры из бронзы или боевого каменного топорика. Впрочем, весь этот набор в полном составе был далеко не у всех воинов. Известны железные копья, но какое значение они играли в военном деле, неясно. Важнейшим же предметом вооружения был сложносоставной лук с бронзовыми массивными втульчатыми наконечниками стрел или реже костяными, железными. Ведь киммериец был в первую очередь конным лучником. Стрелы носили в колчанах с застежками. Лук, сделанный из дерева, с костяными или роговыми накладками, не имел себе равных в свое время. Находки луков всех времен нечасты, а для предскифского времени Уникальны. До сих пор известен только один случай нахождения лука в могиле в кургане в Луганской области (г. Зимогорье). Он, судя по сохранившимся остаткам, имел длину 93 см. Состоял из двух полос дерева (неясно, одной или разных пород), которые были тщательно обмотаны тонкой берестой (Махортых, 2003, с. 28, рис. 5, 16). Лук сильно напоминает будущие скифские луки, ставшие лучшими в свое время. Защитных металлических доспехов не найдено, но исключить ношение кожаных защитных доспехов нельзя, хотя их не видно на изображениях, приписываемых киммерийцам. Особое значение у кочевников предскифского времени приобрел боевой конь. Конечно, конь и в бронзовом веке играл огромную роль в военных действиях - вспомним колесницы бронзового века. У киммерийцев тоже существовали колесницы. Но у них впервые конь стал верховым. Здесь - яркие и показательные свидетельства. Это росписи на древнегреческих сосудах, где степняки скачут на конях; изображения вторгшихся в Переднюю Азию кочевников на каменных барельефах государств Пере дней Азии. Правда, в большинстве случаев нам не сообщается, что это за кочевники, хотя в том, что среди них были киммерийцы, сомневаться не приходится. Ведь именно в это время, к которому относится большая часть изображений, письменные источники полны сообщений о киммерийцах Уздечные наборы предскифского времени сделаны из бронзы. Они массивны и одновременно изящны. Требовались такие уздечные наборы при помощи которых можно было бы надежно управлять конем. Для этого кроме удил использовали псалии различной конструкции. Они сделаны либо в виде стержня, либо в виде изогнутой лопаточки и т.д. Часто в псалиях - отлитые в бронзе кольца и дополнительные звенья для крепления поводьев. На изображениях скачущих конных воинов степи не видны седла и стремена. Не найдены их свидетельства и в погребениях. Кроме этих находок в мужских могилах встречаются каменные оселки-точила, керамика, кости животных. В женских - украшения, посуда, иглы. В культуре киммерийцев и родственных им племен ярко проступают черты нового века. Стрелы еще продолжали делать из бронзы. Литье по глиняным или каменным формам не такое трудоемкое дело, как ковка крицы и изготовление железных стрел. Появились железные мечи и кинжалы: рукоять у них делали по старинке - из бронзы, а клинок был уже железным. Посуда кочевников разнообразна. Тут и небольшие круглодонные кубки, и вазы, и горшки... В керамике видны как черты местного производства, так и импортного происхождения (высококачественная кавказская посуда). Нередко в погребениях степняков находят и остатки деревянной посуды, обитой бронзовыми или золотыми пластинами. Орнамент на посуде, украшениях геометрический - треугольники, круги, спирали... Геометрический стиль - типичный для предскифского времени. Чем же были так могущественны киммерийцы, если перед ними трепетали развитые цивилизации Древнего Востока? В борьбе с ними погибли цари Лидии и Фригии, ассирийцы искали союза с ними. Превосходство киммерийского войска состояло, как считают исследователи, в том, чт° у него не было обозов, сдерживающих быстрые перемещения войска, затруднявших его маневры. Это были сплоченные отряды легкой конницы с мощными сложными луками и массивными бронзовыми стрелами. Кони давно использовались человеком для боевых действий, но у киммерийцев впервые в истории человечества появилось конница! С этого времени до стредневековья включительно конница стала играть решающую роль в боевых действиях. Новой и неожиданной для воинов Востока стала киммерийская тактика ведения боя. На изображениях киммерийцев видно, что они вели стрельбу не через голову коня, а назад. А сама атака производилась не в центр противника, а в сторону от него! Кони не боялись опасности и скакали, управляясь не поводьями (их бросали, так как нужно было стрелять из лука обеими руками), а только шенкелями. Подобные приемы боя требовали высокого мастерства всадника. Добавим к мощи легкой конницы колесницы. Древневосточная конница, пехота, колесничные подразделения не могли приспособиться к необычному противнику, его стремительным фланговым обстрелам. Невозможно сказать ничего о том. какой тактики при этом придерживались отряды колесниц киммерийцев. Но наличие у них колесничего транспорта подтверждено археологическими находками на Кавказе. Удалось восстановить, как выглядела колесница: это была двухколесная повозка, запряженная четверкой лошадей. Вспомним в связи с этим боевые колесницы арийских племен и роль, которую они играли. У индоевропейских народов колесница - символ царей и богов. По Авесте одно из трех сословий древнеиранского общества - сословие «стоящих на колеснице». Это, по-видимому, была верхушка военизированного общества, куда входили древние «цари», вожди. |