asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка




Погребальный инвентарь
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М.

 

По найденным находкам в погребениях предскифского времени можно составить представление о воине того времени, и не только. По предметам материальной культуры можно установить время, сходство и различия между отдельными племенами. Почему мы говорим только о воинах? По­тому что они-то и являются основными погребенными в курганах. В моги­лах нет детских скелетов, мало женских погребений, и становится понят­ным, что и в предскифское время быть похороненным в кургане - честь, оказанная не всем.

Боевое снаряжение воина состояло из меча или кинжала - оружия ближнего боя. Мечи и кинжалы сделаны из бронзы и железа, а часто из бронзовой рукояти и железного клинка. Иногда оружием были булавы с навершием в виде каменного, бронзового молота цилиндрической фор­мы, иногда секиры из бронзы или боевого каменного топорика. Впрочем, весь этот набор в полном составе был далеко не у всех воинов. Известны железные копья, но какое значение они играли в военном деле, неясно.

Важнейшим же предметом вооружения был сложносоставной лук с бронзовыми массивными втульчатыми наконечниками стрел или реже костяными, железными. Ведь киммериец был в первую очередь конным лучником. Стрелы носили в колчанах с застежками. Лук, сделанный из де­рева, с костяными или роговыми накладками, не имел себе равных в свое время. Находки луков всех времен нечасты, а для предскифского времени Уникальны. До сих пор известен только один случай нахождения лука в могиле в кургане в Луганской области (г. Зимогорье). Он, судя по сохранившимся остаткам, имел длину 93 см. Состоял из двух полос дерева (не­ясно, одной или разных пород), которые были тщательно обмотаны тон­кой берестой (Махортых, 2003, с. 28, рис. 5, 16). Лук сильно напоминает будущие скифские луки, ставшие лучшими в свое время.

Защитных металлических доспехов не найдено, но исключить ношение кожаных защитных доспехов нельзя, хотя их не видно на изображениях, приписываемых киммерийцам.

Особое значение у кочевников предскифского времени приобрел бое­вой конь. Конечно, конь и в бронзовом веке играл огромную роль в военных действиях - вспомним колесницы бронзового века. У киммерийцев тоже существовали колесницы. Но у них впервые конь стал верховым.

Здесь - яркие и показательные свидетельства. Это росписи на древнегреческих сосудах, где степняки скачут на конях; изображения вторгшихся в Переднюю Азию кочевников на каменных барельефах государств Пере дней Азии. Правда, в большинстве случаев нам не сообщается, что это за кочевники, хотя в том, что среди них были киммерийцы, сомневаться не приходится. Ведь именно в это время, к которому относится большая часть изображений, письменные источники полны сообщений о киммерийцах

Уздечные наборы предскифского времени сделаны из бронзы. Они массивны и одновременно изящны. Требовались такие уздечные наборы при помощи которых можно было бы надежно управлять конем. Для этого кроме удил использовали псалии различной конструкции. Они сделаны либо в виде стержня, либо в виде изогнутой лопаточки и т.д. Часто в псалиях - отлитые в бронзе кольца и дополнительные звенья для крепления поводьев. На изображениях скачущих конных воинов степи не видны сед­ла и стремена. Не найдены их свидетельства и в погребениях.

Кроме этих находок в мужских могилах встречаются каменные оселки-точила, керамика, кости животных. В женских - украшения, посуда, иглы.

В культуре киммерийцев и родственных им племен ярко проступают черты нового века. Стрелы еще продолжали делать из бронзы. Литье по глиняным или каменным формам не такое трудоемкое дело, как ковка крицы и изготовление железных стрел. Появились железные мечи и кин­жалы: рукоять у них делали по старинке - из бронзы, а клинок был уже железным.

Посуда кочевников разнообразна. Тут и небольшие круглодонные куб­ки, и вазы, и горшки... В керамике видны как черты местного производс­тва, так и импортного происхождения (высококачественная кавказская посуда). Нередко в погребениях степняков находят и остатки деревянной посуды, обитой бронзовыми или золотыми пластинами. Орнамент на по­суде, украшениях геометрический - треугольники, круги, спирали... Гео­метрический стиль - типичный для предскифского времени.

Чем же были так могущественны киммерийцы, если перед ними трепе­тали развитые цивилизации Древнего Востока? В борьбе с ними погибли цари Лидии и Фригии, ассирийцы искали союза с ними. Превосходство киммерийского войска состояло, как считают исследователи, в том, чт° у него не было обозов, сдерживающих быстрые перемещения войска, за­труднявших его маневры. Это были сплоченные отряды легкой конницы с мощными сложными луками и массивными бронзовыми стрелами. Кони давно использовались человеком для боевых действий, но у киммерийцев  впервые в истории человечества появилось конница! С этого времени до стредневековья включительно конница стала играть решающую роль в боевых действиях.

Новой и неожиданной для воинов Востока стала киммерийская тактика ведения боя. На изображениях киммерийцев видно, что они вели стрельбу не через голову коня, а назад. А сама атака производилась не в центр противника, а в сторону от него! Кони не боялись опасности и скакали, управляясь не поводьями (их бросали, так как нужно было стрелять из лука обеими руками), а только шенкелями. Подобные приемы боя требовали вы­сокого мастерства всадника. Добавим к мощи легкой конницы колесницы. Древневосточная конница, пехота, ко­лесничные подразделения не могли приспособиться к необычному против­нику, его стремительным фланговым обстрелам.

Невозможно сказать ничего о том. какой тактики при этом придержива­лись отряды колесниц киммерийцев. Но наличие у них колесничего транс­порта подтверждено археологически­ми находками на Кавказе. Удалось восстановить, как выглядела колес­ница: это была двухколесная повозка, запряженная четверкой лошадей. Вспомним в связи с этим боевые колесницы арийских племен и роль, ко­торую они играли. У индоевропейских народов колесница - символ царей и богов. По Авесте одно из трех сословий древнеиранского общества - со­словие «стоящих на колеснице». Это, по-видимому, была верхушка воени­зированного общества, куда входили древние «цари», вожди.



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта


-->
Яндекс.Метрика