Шатер над могилой. Зачем? |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
Назначение деревянных шатров над погребальными сооружениями бронзового века Среднего Дона специально исследователями не рассматривалось. Слишком редкое явление. В традициях индоевропейских народов есть много общих черт, которые по каким-то причинам не просто передаются из поколения в поколение, а вдруг распространяются в иное время и очень широко. Такое случилось и с шатровыми конструкциями. Появившись в среде срубных племен на ранней ступени их развития, они затем изредка встречаются в погребениях предскифского времени (VIII-VII вв. до н.э.), но особенно в скифское (VI-IV вв. до н.э.). Об этом будет обстоятельный разговор, когда мы будем знакомиться с племенами скифского времени, жившими на острогожской земле в I тысячелетии до н.э.
Еще более удивительно то, что шатровые конструкции встречаются и в погребениях эпохи Золотой Орды, в XIII-XIV вв., причем уже в совсем другой среде - среди тюрок! (Синюк, Погорелов, 1986). Видимо, здесь мы уже не можем говорить о традиции, которая передавалась из поколения в поколение. Срубников и племена скифского времени еще можно «связать» традицией, поскольку и те и другие принадлежат, как полагают исследователи, одной близкой языковой семье. Но срубники не тюрки! Почему ясе тогда шатры так широко имели хождение? Вероятнее всего, из-за своей универсальности, т.е. способности отражать какие-то общие взгляды на мир и его устройство. Причем эти взгляды были схожими среди разных народов, даже не знавших друг друга. Не исключено, конечно, что тюрко-язычные народы Тувы, Алтая, Сибири, Казахстана, втянутые монголами в их движение на запад, познакомились с этими устройствами через чье-то посредничество там, на востоке. И к ним пришла эта часть обряда по неясным нам каналам. Но это не меняет положения дел. Важно то, что тюркам шатры были так же необходимы, как и иранцам! И опять-таки не для всех, а для избранных! Время, когда шатры как специальные конструкции некоторые археологи не признавали, вообще закончилось. Например, украинский археолог Б.А. Шрамко назвал их «недоразумением», выдумкой археологов неправильно понявших перекрытие. Сегодня они - факт, который надо объяснять. Высказывались мнения о практическом назначении шатров-для лучшего горения погребальной конструкции, так как часто в курганах скифского времени с шатровым перекрытием отмечаются следы горения (Мурзин, 1984, с. 51; Ильинская, 1977, с. 51). Но погребальные сооружения с шатровым перекрытием далеко не всегда имеют следы горения. Другие исследователи стали предполагать, что шатры - не что иное, как имитация жилища кочевника типа юрты (Скорый, 1987, с. 41)
Высказывались мнения о практическом назначении шатров-для лучшего горения погребальной конструкции, так как часто в курганах скифского времени с шатровым перекрытием отмечаются следы горения (Мур-зин, 1984, с. 51; Ильинская, 1977, с. 51). Но погребальные сооружения с шатровым перекрытием далеко не всегда имеют следы горения. Другие исследователи стали предполагать, что шатры - не что иное, как имитация жилища кочевника типа юрты (Скорый, 1987, с. 41). Не исключено и более чем вероятно, что шатры - часть сложных представлений кочевников об устройстве Вселенной. Центр и отходящие него радиально бревна могли символизировать один из самых распорстраненных символов древних народов - Мировое дерево. Оно имеет как бы центр и отходящие от него лучи, ограничивающие сакральное пространство. Полагают, что радиально расположенные бревна симнолизировали сакральные направления. Например, на кургане Аржан и и других курганах Алтая и Тувы, относимых к раннескифскому времени, применялся этот радиальный принцип. Когда удавалось подсчитать количество бревен, то оно оказывалось кратным числу 4 (8 и т.д., а самое большое известное количество - 32) (Семенов, 2002, с. 212). Число 4 носило в древности особый смысл. Вспомним о четырех сторонах света у древних ариев, которые охраняются четырьмя богами. При помощи числа 4, которое являлось элементом всех построений и познания мира (вместе с трехчисловым элементом), характеризовался окружающий мир. Четыре стороны света, четыре брахмана, осуществляющие обряд, четыре элемента в древнеиндийской философии, из которых состоит весь мир, крест... В Южной Индии амулеты с изображением восьми лучей носят при себе. Мужчины около пояса или на руке, женщины - на шее. Амулет должен оберегать от опасности, которая может прийти из любого из восьми направлений (Волчок,1972,с.271).
Интересно было бы обнаружить количественную связь среднедонских шатров с центрально-азиатскими. Приходится сожалеть, что ограбления могил, плохая сохранность шатров, а отсюда - сильные разрушения перекрытий не позволяют пока выяснить этот вопрос. Справедливости ради следует отметить, что и исследователи, когда такая возможность представляется, оставляют без внимания этот вопрос и не производят подсчет количества бревен перекрытия. А ведь это - уникальная возможность выйти на уровень нового знания о сущности древнего мировоззрения. Устройство сожжения таких конструкций вместе с погребальными сооружениями имитировало «мировой пожар», после которого должно наступить обновление мира (вспомним об огне по Ригведе и Авесте, об уничтожении огнем как творении). Эти взгляды устойчиво сохранялись в представлениях многих иранских, индоевропейских народов (Лелеков, 1976, с. 7-9). Остается только неясным, почему в одних случаях сжигали конструкции, а в других нет. В конце II тыс. до н.э. происходят значительные климатические изменения. Примерно в XII в. до н.э. на юге Восточной Европы закончился период природно-климатических условий, обеспечивший расцвет земледельческо-скотоводческих культур эпохи позднего бронзового века, к которым принадлежала и срубная культура. Начинается общее похолодание климата с усилением засушливости, которое продолжалось до середины I тыс. до н.э. Уровень стока Дона, по мнению исследователей, мог упасть более чем в четыре раза! Видимо, именно природно-климатические условия в первую очередь привели к кризису земледелия. Разрушилось комплексное хозяйство - основа благополучия срубных племен. В новых условиях все большее значение приобретает скотоводство. Недостаток травы привел к необходимости постоянных перекочевок в поисках новых пастбищ. К концу II тыс. до н.э. долговременные поселки и другие следы пребывания срубников исчезают. Если в середине II тыс. до н.э. - XII в. на территории донской лесостепи известно более 1000 поселений срубных племен, то в конце II - начале I тыс. до н.э. таких поселений известно лишь несколько десятков. Культурный слой на них незначительный и маловыразительный. Резко сокращается и количество погребений срубников. К концу бронзового века они окончательно исчезают (Медведев, 1996, с. 93). Что произошло с многочисленным населением остается загадкой. Не обходится без сокращения численности населения. Резко возрастает детская смертность. Вместе с тем исчезновение «срубных следов» вовсе не свидетельствует об исчезновении всего населения. Как полагают археологи, оставшиеся потомки срубников становятся к началу I тыс. до н.э кочевниками, а их культура изменяется. Прежние боги не оправдали надежд, новые обещают процветание... Меняются обряды погребения, мировоззрение, психология человека... На пороге I тыс. до н.э. стоял железный век... |