asdf
События О Вантите Партнеры Связь Объекты Энциклопедия Природа Древности Легенды

Рассылка



Вы находитесь здесь:Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. ->«Крест всякой формы - есть истинный Крест» (Святой Феодор Студит) Воронеж

«Крест всякой формы - есть истинный Крест» (Святой Феодор Студит)
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М.

 

Посмотрите на орнамент сосуда из кургана у с. Ближнее Стояново. На нем в нижней половине сосуда изображены знаки в виде крестов. Это так назы­ваемый «косой крест», который нередко, как и «прямой крест», встречается на срубных сосудах (Захарова, 2000, с. 68). Знаки в виде креста были широко распространены среди племен каменного и бронзового веков. Смысл креста не был уже с того времени изображением какого-то одного явления, пред­ставления. Это, судя по многочисленным источникам, был и символ «Миро­вого дерева», и символ солнца, огня. Это и схема упряжки для вола, которая почиталась, как и само животное, в культурах земледельческо-скотоводческого уклада (Топоров, 1982; Захарова, 1996).

80

 

81

А вот один из вариантов креста - свастика. Это крест с загнутыми в одну сторону окончаниями. Фашистский знак, - скажет читатель. И будет прав. В том смысле, что фашисты в прошлом столетии использовали его как один из своих символов. И будет не прав, потому что свастике несколько тысяч лет. И фашисты здесь ни при чем.

Не странно ли устроен образ мышления человека? Говорить, что небо голубое стало стыдно, потому что есть «голубые» (но небо от этого ведь не стало другого цвета); изображать свастику, значит быть фашистом (бедные племена эпохи бронзы: даже не подозревали, кто они!). Более того, вот статья  229 российского законодательства, получившая новую редакцию в 1995 г. и подписанная Б.Н. Ельциным: «Осквернение фашистской символикой и атрибутикой... наказывается лишением свободы до пяти лет с конфискацией» Это уже серьезно. Бедный крест, сколько ему испытаний еще суждено перенести.

Два горшка срубной культуры с изображениями свастики нашел В.Н. Те­вяшов в одном из курганов у слободы Владимировка. Горшки, судя по рису­нкам, хорошо сохранились, как и орнамент на них. Орнаменты не только красивые, но и сложные. Жаль, от сосудов сохранились только рисунки и невозможно уже посмотреть на весь орнамент. А он явно календарный как на одном, так и на другом горшке. Такие находки - не частое явление.

Конечно, найденные сосуды со знаками заинтересовали В.Н. Тевяшова (текст приведен в современном слоге): «О свастике мы знаем, что ее при­знают ученые археологи вернейшим признаком арийского племени, упот­реблявшего ее в своем искусстве. Ассирияне, индийцы, китайцы и японцы, браминисты и буддисты придавали и придают свастике символическое зна­чение ее» (Тевяшов, 1902, с. 105). В.Н. Тевяшов на основании найденных им сосудов намеревался даже спорить с исследователями по вопросу о проис­хождении народов, указанных в Истории Геродота.

Откуда же взялась свастика и почему ей придавалось и придается сегод­ня какое-то значение? Впервые свастика появляется в культуре Триполья (V-IV тыс. до н.э.) эпохи энеолита. Эта высокоразвитая культура исследова­лась и исследуется на Украине, где когда-то в междуречье Днепра, Буга и Днестра она процветала. Это была культура развитого земледелия, ското­водства, ремесла.

Вероятно, от трипольцев свастика попадает на Крит, где расцветала крито-микенская культура. Здесь на монетах во V в. до н.э. изображали Ми­нотавра с лабиринтом в виде свастики. Греки тоже использовали свастику, но у них она не получила широкого распространения, видимо, была не по­нятна, и ее вскоре после «знакомства» забыли.

В раннем железном веке у скифо-сарматских племен свастика хорошо из­вестна. Она изображается на принадлежностях конской упряжи, отражена в «зверином стиле» - искусстве изображения животных и птиц. На лепном сосуде скифского времени (IV в. до н.э.), обнаруженном А.И. Пузиковой на Волошинском 1 городище, тоже знак свастики (см. цветную вкладку).

Свастика - «сплошь и рядом» на славянских кружевах. В ХI-ХIV вв. нахо­дим свастику на ювелирных украшениях волжских булгар.

Символ не обошел и Древний Восток: Месопотамия, Индия, Египет. Из Индии узнаем о том, как понималась свастика: символ движения и вечного круговорота (вращения) мира. Из Индии символ проникает в Центральную Азию, Тибет, Японию.

А что же германский фашизм? Каким образом свастика оказалась на зна­мени германского вермахта, военной форме гитлеровцев? В начале XX столетия, еще до Первой мировой войны свастику обнаружили в орнаментах  древних германцев. Ничего в этом удивительного не было: германцы - часть ндоевропейского былого единства, для которого свастика была естествен­ным символом. Свастику противопоставили «семитскому кресту» в период уничтожения евреев в Германии. Начинается психоз по поводу того, что евреи - враги человечества, так как еврей Иуда предал Христа. Начинается поиск доказательств «превосходства германской расы», происхождения ее от арийцев, давших основы цивилизации европейским народам. «Арийский символ» был взят на вооружение: мы - арийцы!

В Россию свастика попала в начале XX в., видимо, с помощью императ­рицы Александры Федоровны, интересовавшейся религией лам Тибета. На первых деньгах Временного правительства тоже была изображена свастика.

Даже такой краткий обзор показывает обширную географию свастики. По каким же причинам этот символ имел такое широкое распространение? Конечно, первоначальный смысл свастики мог быть известен не всем, мог утерян, не всем понятен и мог использоваться просто как традиция, а не понимание «зачем». Многие, вероятно, понимали свастику как "благополучие", "благо". Тем не менее широкое распространение свастики объясняется, видимо, общими мировоззренческими представлениями. Какими?

Снова обращаемся к Космосу, небу. Вспомним: видимо, уже в IV тыс. до э на небе появилась Полярная звезда - Альфа созвездия Дракона, прежде  отсутствовавшая на нем. До появления звезды люди пользовались знаниями о звездном небе, которые они черпали из наблюдений за движением Луны, Солнца и планет на звездном небе. Но теперь появилась неподвижная звез­да вокруг которой вращалось, перемещалось все небо! Так возникло новое знание о существовании оси вращения Земли, центра вращения неба. На основании этого была уточнена продолжительность солнечного года.

Еще большее значение это открытие имело в области религии, мифоло­гии. Причем эти мифы и взгляды были всем понятны, независимо от этни­ческой принадлежности и прочих различий, так как опирались на одно и то же знание (Полякова, 2004).

Поскольку свастика возникла у трипольцев, обратимся к ним. В период появления свастики северный небесный полюс находился рядом со звездой Альфа созвездия Дракона. Совпадение Альфы и полюса произошло позже, в III тыс. до н.э. Вокруг небесного полюса совершалось вращение небосвода (суточное и годовое). Годовое вращение не могло ускользнуть от древних ас­трономов, в отличие от суточного вращения. Астрономы выбирали на ночном небе созвездия и рисовали их летом, осенью, весной, зимой. В одно же время суток. Направление на полюс задается линией, проведенной через звезды Малой Медведицы. Если нарисовать линию по этим звездам в одно и то же время в разные времена года, провести их через полюс, получим свастику - символ вечного небесного вращения! Символ вечности (в том числе жизни!), цикличности изменений, постоянного перевоплощения, превращения жизни в смерть, смерти в жизнь. До бесконечности и вечности..



 
Деятельность Товарная лавка Книги Картинки Хранилище Туризм Видео Карта


-->
Яндекс.Метрика