Ремесло |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
В ремесле срубников существовало разделение специальностей. Это в общем характерно и для катакомбных племен, и для абашевцев. Но у катакомбников ремесло было сосредоточено в клановых организациях, имевших замкнутый характер. У срубников же ремесло вышло из этой системы, поэтому и отсутствуют отдельные захоронения ремесленников. Сохранись свидетельства ремесла на обыкновенных поселках, где им занимались семьи.Открыт пока единственный целый ремесленный поселок! На реке Битюг у села Мосоловка в Аннинском районе Воронежской области археологическая экспедиция Воронежского университета исследовала поселение срубников-металлургов. Более десяти лет археологи ВГУ под руководством А.Д.Пряхина (Александр Сергеевич Саврасов, Владимир Иванович Беседин и др.) исследовали поселок срубников (Пряхин, 1993). Было найдено более 2000 обломков и целых частей глиняных форм для отливки топоров серпов, ножей, тесел, наконечников копий. Найдена и медная руда, капли металла на сосудах, шлаки, остатки плавильных печей, каменные молоты для проковки металлических изделий и дробления руды. Внутри поселка существовала специализация: в исследованной мастерской делали только топоры и серпы. Археологи полагают, что в поселке действовал ремесленный клан, куда входили мастера с семьями, которые тоже каким-либо образом участвовали в производстве. Учитывая возможности клана, можно предположить, что он обслуживал широкую округу (племя, а может и союз племен). Видимо, такие специализированные поселки, как Мосоловский, - явление уникальное. Производством же небольшого количества необходимых орудий из металла занимались, по всей вероятности, в большинстве долговременных поселков. Срубники высоко ценили металл и «не расточали» его по захоронениям, проявляя рационализм, экономию. Этому, конечно, способствовали их новые мировоззренческие представления. Только погребения вождей, воинов отличаются присутствием металла. Так же как и у абашевцев, не выделяются жреческие погребения. Жрецы, конечно, были, но то ли их еще не научились выделять из общей массы погребений, то ли обряд захоронения их был иной (например, сожжение без использования курганной насыпи). По всей вероятности, ремесло уже не являлось собственностью ограниченного круга людей и стало достоянием всех. Действительно, на многих поселениях нередко встречаются свидетельства домашнего ремесла. В жилищах среди предметов скотоводческой и земледельческой деятельности находят, кроме прочего, руду, шлак, глиняные сосуды, в которых ее плавили. И все это в рамках одной семьи. Имелись и специализированные поселки типа Мосоловского, которые занимались массовым производством наиболее важных и нужных изделий. Откуда же срубники получали медную руду? Ведь в воронежском крае нет медной руды. Катакомбники пользовались, вероятно, кавказской медью, абашевцы - заволжской. Срубные племена тоже имели связи с Заволжьем, получая медь торговым путем. Но к концу II тыс. до н.э. на востоке нал рудными месторождениями был установлен жесткий контроль какого-то мощного политического объединения племен, и заволжский источник был потерян, срубники ищут другие возможности получения руды. К концу срубной эпохи металл имеет качества, свойственные юго-западному региону (Донецкий бассейн).
|