Горшок в погребении. Для чего? |
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М. |
Посуда из глины является самой частой находкой в катакомбных погребениях. Сосуды ставили и по одному, и несколько. Одни находились у головы, другие в ногах. Отмечается, что в погребениях есть сосуды, которые намеренно разбили в могиле. Еще больше таких случаев, когда обломки горшков катакомбной культуры встречаются в насыпи. Конечно, все действия с посудой, так же как и действия с другими предметами, связанными с обрядами, не были случайными. Они подчинялись определенным законам верований и обязательно что-то, часто недоступное нам для понимания, должны были символизировать, что-то обозначать, о чем-то говорить. Древнему человеку это было ясно, а нам по крохам приходится восстанавливать утерянное. Поэтому понятны будут читателю те трудности, которые ожидают исследователя, взявшегося исследовать назначение погребального инвентаря в могиле. Сначала несколько общих замечаний. Все, что находится в могиле, несет на себе религиозный смысл. Простой предмет, внешне невзрачный и используемый для практических нужд, как, например, каменный топор, будет в могиле выполнять не только свое прямое назначение, но и религиозное! Исследователи давно заметили: нельзя по предметам погребального инвентаря исследовать экономику древнего общества. Можно, конечно, отдельные ее стороны, если обряд дает такую информацию. Когда, например, в могиле найдены кремневые наконечники стрел, орудия, которыми они изготавливались, то можно и представить себе уровень того производства, его возможности. Но экономика во всем своем многообразии будет от нас далеко-далеко. Почему? Потому что в погребения клали лишь те предметы, которые соответствовали религиозным представлениям, мифам, а не те, которые использовались в обществе в хозяйственных целях. Неудивительно поэтому, что в могилах земледельцев нет ничего земледельческого, а в могилах пастухов пастушеского. В погребальном обряде все несет на себе двойной смысл: кости жертвенного животного - это не только еда, но в обряде это - животное-проводник в мир иной. Оружие - это не только оружие умершего, это может просто символ бога, обладавшего этим оружием. Еще одно. В погребальном обряде явственно проявляется символизм. Могилы устраивали в виде жилища, но это лишь его символ, имитатация. Скифы, сарматы, аланы, например, клали в могилу конскую уздечку как символ взнузданного коня. Да и сама уздечка может быть неполной: от нее оторвали часть и положили в могилу, другую оставили в мире живущих, следуя тому же представлению: часть заменяет целое. Что из этого следует? Когда в погребении находят любой, даже самый невзрачный на первый взгляд предмет, к нему надо отнестись «с пониманием». Иметь в виду, что за ним стоит, может, целый миф об устройстве Вселенной, или в нем отражен взгляд на какое-то божество! Теперь, читатель, будет понятна та тщательность, с которой проводятся научные исследования, когда все предметы заносятся на чертеж в том положении, в котором они найдены, фотографируются. И забирают археологи все предметы, независимо от того, знают они, что это, или нет. В дальнейшем, при кабинетной работе многое станет понятным, а что-то так и останется пока непонятным и неясным. Но со временем, возможно, и эти непонятные сегодня предметы «заговорят» и к ним наука найдет подход. Пока же далеко не все не только в обряде катакомбных племен неясно, но и назначении и значении тех предметов, которые археологи находят в погребениях. А что же удалось выяснить? Здесь мы не станем разбирать все многочисленные предметы погребального инвентаря, которые известны в катакомбной культуре Среднего Дона. Это непосильная и огромная работа, выходящая за рамки этой книги. Мы рассмотрим лишь те предметы, которые встречены в курганах катакомбной культуры Среднего Дона (среднедонской катакомбной культуры). Но и они ярко показывают то значение, которое имели в сложной и во многом неясной нам религии загадочных катакомбников. Глиняные сосуды и их обломки - наиболее частые находки археологов. |